Особенности западного и восточного путей становления государства и права Древнего мира

03.08.2013

Особенности западного и восточного путей становления государства и права Древнего мира

Правовое сознание в Древней Греции развивалось соответственно развитию государства. Первые государственные образования – полисы – возникли в Греции в I тысячелетии до нашей эры. И в этот момент происходит замена «неписаного закона» писаным уставом, регламентирующим проживание человека в городе. Правовые отношения греков претерпевают закономерные изменения: начать хотя бы с того, что в городе место ограничено. Желающие проживать в городе обязаны были идти на некоторые уступки, взамен получая преимущества, которые даёт городская жизнь.

В этих ранних государственных образованиях происходит борьба различных правовых систем. Исторически привычной формой власти для греков была, пожалуй, аристократия: в каждом племени авторитетом пользовались старые и мудрые его представители. Город же диктовал новые условия организации власти, и здесь у граждан не было единства: одни считали, что править по-прежнему должны представители старых аристократических родов, другие были убеждены, что город существует только благодаря богатым собственникам, значит, им и вся власть в руки; третьи полагали, что править необходимо «всем миром». В разных полисах победу одерживали различные группировки: в Афинах установилась демократия, в Фивах – олигархия, в Спарте – аристократия.

По-разному развивалась и судебная система полисов. Так, всем известны законы Спарты, по которым физически слабых мальчиков сбрасывали со скалы. На самом деле до такой дикости спартанцы, по-видимому, не доходили, но власть в городе действительно принадлежала самым сильным в физическом смысле гражданам, а к слабым и неспособным воевать здесь относились весьма сурово. Отказ от военной подготовки строго карался. И это было в той ситуации разумно: ведь город жил главным образом за счёт военных походов. Более мягким в данной части было законодательство полисов, развивавших торговлю, ремёсла и сельское хозяйство, но в отношении этих областей деятельности в них тоже законодательство было строгим.

В то же время в полисах развивается философское отношение к государству и праву. Мифологическое сознание постепенно уступает место научному.

В той или иной степени строй большинства греческих полисов можно охарактеризовать как демократический. Но даже в Афинах демократия была ограниченной: под неё не попадали рабы, являвшиеся абсолютно бесправными существами. Раб официально считался «говорящим орудием труда», что было зафиксировано в письменных документах.

Особенности западного и восточного путей становления государства и права Древнего мира