Кадровик
12.10.2013Несколько устаревшее название, пришедшее из благословенных советских времен, ассоциативно рисует образ пожилого умудренного жизнью человека в нарукавниках, с умными усталыми глазами, терпеливо перечисляющего молодому специалисту наличие рабочих мест и дающего полезные советы относительно специфики избранной профессии. Что касается круга его обязанностей – все понимали, что он довольно широк, но вот четко сформулировать, пожалуй, не мог никто. В памяти всплывало только гениальное выражение товарища Сталина «Кадры решают все».
Сегодняшние «кадровики» именуются по-разному: менеджерами по персоналу, администраторами по кадровым вопросам, специалистами по работе с персоналом. В общем, наименований очень много. Отсутствие единого стандарта для предприятий всех существующих форм собственности создает некоторую путаницу – например, на одном из акционерных промышленных предприятий серьезного калибра мирно уживаются должности начальника отдела кадров (с двумя заместителями и немаленьким штатом), начальника управления персоналом (с заместителем и подчиненными) и инспекторами отдела кадров. Причем правила внутреннего распорядка и устав предприятия описывают эти должности, определяя функциональные обязанности для каждой из них (правда, существенных различий внимательный взгляд не обнаруживает).
Тем не менее, можно даже в сегодняшней путанице понятий обрисовать примерный круг обязанностей кадровика (будем по-прежнему пользоваться привычным определением). Это – делопроизводство, связанное с вопросами приема на работу, увольнения, перемещения специалистов, работающих на некоем предприятии; наблюдение за соблюдением трудового законодательства со стороны как администрации, так и подчиненных ей специалистов; вопросы охраны труда; применение дисциплинарных наказаний в виде выговора, увольнения с оформлением соответствующей документации; вопросы поощрения отличившихся сотрудников; ведение учета специалистов; разработка должностных инструкций. Как видим, даже беглый перечень обязанностей довольно обширен.
Естественно, каждое предприятие имеет свою специфику – например, на некоторых из них кадровикам также вменена в обязанность организация корпоративного отдыха сотрудников, вопросы, отнесенные к деятельности профсоюзов (путевки, туры и т.п.). Руководители предприятий с легким сердцем зачастую перекладывают на плечи кадровиков ряд своих обязанностей.
Также нельзя не отметить, что эта профессия предполагает наличие у своих представителей таких качеств, как коммуникабельность, терпимость и терпение, скрупулезность на грани дотошности, грамотность и профессионализм.