Принципы водного законодательства

08.08.2013

Принципы водного законодательства

Конституция России (ст. 9) строго говорит о том, что земельные и другие природные ресурсы, к числу которых относятся и водные, должны использоваться и охраняться в качестве основы жизнедеятельности граждан государства. Данное положение Конституции непосредственно связано с Водным кодексом РФ, в котором говорится, что водные объекты это основа жизнедеятельности людей.

Пресная вода неотъемлемая и самая необходимая часть человеческой жизни, при этом не нежно преуменьшать важность морской воды, которая является источником пищи и биологических ресурсов. Отсюда вытекает особая важность необходимости регулирования водных отношений специальными законодательными актами. Водное законодательство призвано регулировать использование водных объектов, однако приоритетным направлением является их сохранность.

Использование водных объектов должно осуществляться с соблюдением принципов экологичности, для чего в законодательных актах предусмотрены специальные условия. Данные требования отображаются в особой главе Водного кодекса РФ и разделены на основные и специальные. Основные требования охватывают все виды использования водных ресурсов, а специальные относятся к ряду видов водоиспользования, например, бытовое и питьевое водоснабжение, сбрасывание сточных вод, пожарная безопасность, судоходство, лесосплав и т.д. Отсюда исходит принцип использования водных объектов в целевых назначениях, так как один и тот же объект можно использовать в разных целях. Принцип целевого назначения и использования водных ресурсов имеет юридический подтекст и должен отражаться в специальных договорах и локальных нормативных актах.

Принцип равнодоступности к водным объектам предполагает решение антикоррупционных задач, направленных на решение проблем недобросовестного использования и распределения водных ресурсов.

Принцип гласности направлен на доступность любому человеку информации об использовании того или иного водного объекта.

Принцип участия граждан в решении вопросов касательно водных объектов позволяет контролировать их использование и охрану. Возможность участия общественности в данном процессе обязаны обеспечить органы местного самоуправления и федеральной государственной власти.

Принцип регулирования водных отношений через бассейновый подход предполагает группировку водных объектов по гидрографическим районам, которые имеют отличающиеся друг от друга водные режимы. Если, например, из одного водного объекта можно безвредно «черпать» до 50% стока, то ресурс другого сможет «выдержать» 15-20%, поскольку слишком большой забор воды из неполноводных рек и мелких может привести к их заболачиванию или обмелению, а то и полной гибели.

Принципы водного законодательства