Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции

03.12.2013

Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции

В древнегреческом государстве само понятие государственности принято датировать первым тысячелетием до н.э. Прообразом современного государства являлись полисы, независимые и самостоятельные города-государства. Борьба за власть – типичное явление для древнегреческого полиса. И свои самые яркие формы эта борьба принимает при таких формах правления, как:

  • Демократия – власть народа;
  • Аристократия — власть избранных, привилегированных, старой или новой знати, «лучших»;
  • Олигархия – власть богатых и имущих.

Уже в VI-V столетия до н.э. в процессе ожесточенной борьбы в целом ряде полисов формируется наиболее адекватная для имеющихся условий форма правления:

  • Демократия – в Афинах;
  • Олигархия – в Фивах, Мегарах;
  • Аристократия – в Спарте.

При этом для большинства полисов становится типичной тирания. Эти процессы описываются в учениях о праве и политике Древней Греции. Саму историю появления и последующего развития древнегреческой политики и права принято делить на три периода.

IX-VI вв. до н.э. – ранний или первый период. Становление древнегреческой государственности. Представления о праве и политике рационализируются. Это можно проследить в произведениях Гомера и Гесиода. Формирование философского подхода к проблематике государства и права характерно для произведений пифагорейцев, Гераклита.

V в. – первая половина IV в. до н.э. – второй период. Это время по праву считается расцветом, как древнегреческой философии, так и права, политики. Интереснейшие труды того времени принадлежат Аристотелю, Демокриту, Платону, софистам.

Вторая половина IV – II вв. до н.э. – третий период, эпоха эллинизма. Древнегреческая государственность приходит в упадок. Само государство подпадает под власть Рима и Македонии. Для данного периода характеры труды Эпикура, Полибия, стоиков.

У истоков политико-правовой мысли лежит идеология свободных, мир и его население поделены на свободных и рабов. При этом само понятие свободы является фундаментальной ценностью. Усилия политиков и теоретиков права направлены на обоснование этого понятия. Свобода является ограниченным понятием, поскольку вне его существуют рабы. Сами по себе рабы не являлись субъектами жизни полисов, поскольку только для граждан, членов полисного сообщества существовали права и свободы. С развитием политической теории исчезает мифологическое представление, ему на смену приходит эмпирическое и научное изучение государства и права.

Общая характеристика политических и правовых учений Древней Греции